• Институт педагогики и психологии, кафедра общей и практической психологии

    Направление подготовки: 030300.68 «Психология» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

    Дисциплина: «Методологические проблемы психологии»

    Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 34, самостоятельная работа – 56); форма контроля – экзамен

    Темы: 1. Специфика научного познания. Границы науки. 2. Методология, теория, метод и методика, их взаимосвязь. Основные парадигмы психологической науки. 3. Язык психологии. Многоуровневая категориальная система психологии. 4. Проблема предмета психологии как источник методологического кризиса психологической науки. 5. Общие методологические принципы психологии и их взаимосвязь с методом науки. 6. Позитивизм и принцип детерминизма в психологии. Психофизическая проблема. Психофизио-логическая проблема. 7. Проблема сознания в психологии. Сознание и бессознательное. 8. Методологическая проблема личности в психологии. Многомерность феноменологии личности. 9. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и методология современной психологии.
    Методологические проблемы неклассической психологии.
    Ключевые слова:методология, метод, методологический принцип, предмет психологии, сознание, психофизиологическая проблема, личность, субъект, культура
    Автор: Баянова Лариса Фаритовна, профессор кафедры общей и практической психологии КФУ, доктор психологических наук, e-mail: lmf_leisan@mail.ru

    Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2013 года

    Ответственный за реализацию в MOODLE: Архипов Руслан Евгеньевич, Центр дистанционного обучения

  • Институт педагогики и психологии, кафедра общей и практической психологии

    Направление подготовки: 050400.62 - «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат, 1 курс, очное и заочное обучение)

    Дисциплина: «Общая и экспериментальная психология»

    Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 72); форма контроля – экзамен

    Темы: 1.Введение в психологию. 2. Психика и ее развитие. 3.Ощущение. 4. Восприятие. 5. Память и внимание. 6. Когнитивные процессы, состояния и свойства. 7. Эмоциональные процессы, состояния и свойства. 8. Волевые процессы, состояния и свойства. 9. Понятие характера и темперамента. 10. Сознание. 11. Проблема личности в психологии. 12. Деятельность.
    Ключевые слова: психика, ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воля, мотивация, способности, деятельность, общение, личность, теории личности, структура личности, характер, темперамент, эмоции, чувства, образ в восприятии, мышлении и воображении, сознание, методы психологического исследования.
    Авторы: Лопухова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии КФУ, тел.: (843) 5557779, email: olopuhova@rambler.ru

    Дата начала эксплуатации: 2010 г.
  • Планирование теоретического и эмпирического исследования

    Институт педагогики и психологии, кафедра общей и практической психологии

    Направление подготовки: 030300.68 «Консультативная психология» (магистерская программа)

    Дисциплина: «Планирование теоретического и эмпирического исследования» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

    Количество часов: 72 ч. (в том числе : лекции - 16, практические занятия – 16, самостоятельная работа – 40); форма контроля – зачет

    Темы: 1. Понятие исследования и исследовательской деятельности. Характеристики исследовательского поведения и исследовательской деятельности. Особенности личности исследователя. Факторы формирования исследовательских установок и направленности. 2. Условность границ между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Формы представления научных знаний. Виды психологического исследования: теоретическое, эмпирическое, прикладное. 3. Этапы психологического исследования и общая схема. Постановка проблемы. Объект и предмет психологического исследования. Выдвижение гипотезы. Цель и задачи исследования. Планирование исследования (гибкое планирование). 4. Сбор данных в теоретическом и эмпирическом исследовании. Общее понятие о данных. Классификация данных по различным основаниям. Процедуры сбора и обработки данных. Количественная и качественная обработка данных. 5. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации. Объяснение результатов исследования. Типы объяснения результатов психологического исследования. 6. Обобщение результатов. Варианты обобщения в исследовании. Приемы обобщения. Выводы и включение результатов в систему знаний. Требования к формулировке выводов. Научная новизна и ее формулировка. Практическая значимость исследования. 7. Методология психологического исследования. Научный принцип. Концепция. Теория. Научный подход в широком и в узком значении. Взаимосвязи научного подхода, принципов и концепций в исследовании. Общее представление о системе методов в психологии. Метод, методика и процедура исследования. 8. Классификации методов психологического исследования. 9. Интерпретационные методы (подходы) генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный. Эмпирические методы общепсихологического значения: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос), эксперимент, тестирование и моделирование.

    Ключевые слова:исследование, эмпирические данные, теоретические данные, методология, метод, методика, планирование, научный принцип, концепция, теория, научный подход, интерпретация, обобщение, вывод, значимость исследования

    Авторы: Лопухова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии КФУ, тел.: (843) 5557779, email: olopuhova@rambler.ru

    Дата начала эксплуатации: 1 ноября 2013 года

    Реализация в MOODLE: Обносова Наталья Александровна, Центр дистанционного обучения


  • Гендерная и религиозная идентичность личности в условиях культурного многообразия

    Институт педагогики и психологии, кафедра общей и практической психологии

    Направление подготовки: 030300.68 «Консультативная психология» (магистерская программа)

    Дисциплина: «Психология идентичности» (магистратура, 1 курс, очное обучение)

    Количество часов: 72 ч. (в том числе : лекции - 6, практические занятия – 12, самостоятельная работа – 54); форма контроля – зачет

    Темы: 1.Понятие идентичности. Концепции идентичности в психологии. Функции идентичности личности в условиях культурного многообразия. 2. Виды и структура идентичности личности. 3. Гендерная идентичность. 4. Религиозная идентичность. 5. Проблема взаимодействия гендерной и религиозной идентичности в современных социальных условиях.

    Ключевые слова:гендерная идентичность, религиозная идентичность, культура

    Авторы: Лопухова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии КФУ, тел.: (843) 5557779, email: olopuhova@rambler.ru

    Дата начала эксплуатации: 1 ноября 2013 года

    Реализация в MOODLE: Обносова Наталья Александровна, Центр дистанционного обучения