• Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра теории искусств и мировой художественной культуры

    Направление: 073000.68 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль Музыкально-культурные коммуникации)

    Учебный план: магистратура, 2 курс, очное обучение,2013

    Дисциплина: «Современные проблемы музыкального искусства и науки»

    Количество часов: 126 часов (в т.ч. лекции – 28 ч., практические занятия –14 ч., самостоятельная работа – 84 ч.)

    Форма контроля: экзамен.

    Аннотация: Электронный курс «Современные проблемы музыкального искусства и науки» предназначен для организации самостоятельной работы магистров второго года и обучения. Курс даёт представление об общей картине современного музыкального искусства и науки, а также знакомит с наиболее значимыми достижениями западно-европейского и американского теоретического музыковедения. Содержание курса состоит из 14 тем, включающих теоретический и практический материал, видеоматериалов, нотной литературы, контрольных тестов и заданий.

    Темы:
    1. Введение. Проблема гармонии в современной американской теории музыки.
    2. Трансформативная теория Дэвида Люина, Нео-Римановская теория Ричарда Кона, Аккордовые Геометрии Дмитри Тимошко.
    3. Проблема музыкальной формы: теория формальных функций Шенберга-Раца-Каплина.
    4. Диалогическая теория сонатной формы Уоррена Дарси и Джеймса Хепокоски.
    5. Проблемы современной западной музыкальной семиотики: экзистенциальная семиотика Ээро Тарасти.
    6. Теория музыкального нарратива Роберта Хаттена, теория топиков Леонарда Ратнера и Кофи Агаву
    7. Профессиональный письменный английский язык. Сочинение абстракта для заявки на конференции на английском языке.
    8. Оформление послужного списка (curriculum vitae) и письма (cover letter). Правила и стандарты профессиональной электронной переписки на английском языке.
    9. Теория музыкальных эмоций: концепция эмоций Патрика Джаслина и Джона Слободы.
    10. Концепция музыкальной метафоры Майкла Спицера, теория ожидания Леонарда Мейера и Дэвида Хюрона.
    11. Основы когнитивного музыковедения: генеративная теория Лерда-ла-Джакендоффа.
    12. Когнитивные аспекты музыкального тона, аккорда и тональности Кароль Крум-хансл.
    13. Проблемы композиции: теория партименто Роберта Гьердингена и Джорджио Сангвинетти
    14. Анализ музыкальных произведений с применением изученных методов.

    Авторы:
    Ханнанов Ильдар Дамирович, Ph.D, профессор теории музыки Института (Консерватории) Пибади Университета Джонcа Хопкинса (г.Балтимор, Мериленд, США), e-mail: drkhannanov@gmail.com. Хайрутдинова Дилия Флюровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, тел. 89053174421, e-mail: khairutdinovadf@mail.ru.


    Ключевые слова: современная теория музыки, музыкальная форма, когнитивное музыкознание, теория композиции, музыкальная семиотика.

    Дата начала эксплуатации: сентябрь 2014

    Доступность: курс доступен только зарегистрированным слушателям
    Вводное видео в курс