• КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра русской литературы и методики преподавания

    Специальность: 032700.62 «Филология». Специализация: Отечественная филология. Русский язык и литература. Татарский язык и литература.

    Уровень образования: бакалавр (4 курс, очная)

    Количество часов: 72 часа, из них лекции - 10 часов, практические занятия - 26 часов, самостоятельная работа – 36 часов.

    Форма контроля: зачет, 1 семестр.

    Аннотация: Данная дисциплина посвящена изучению эстетической интерференции в условиях русско-татарских литературных связей. Рассматривается природа эстетической интерференции, проводится разграничение между эстетической интерференции и языковой, определяются содержание и специфика данного явления. Ставится проблема преодоления интерференции в татарском национально-художественном сознании. В ходе лекционных и практических занятий студенты выясняют ее источники, рассматривают основные формы восприятия инонациональной литературы и особенностей возникновения интерференции в них. Фактическим материалом изучения интерференции являются вольные переводы произведений русской поэзии на татарский язык, выполненные поэтами нач. XX века: Тукаем, Дардемендом, С. Рамиевым, С.Сунчаляем. Исследуется проблема эстетической интерференции в ситуациях межкультурной и межлитературной коммуникации.
    Данный спецкурс углубляет знания студентов об особенностях инонационального восприятия литературы и способствует развитию толерантности в современных условиях взаимодействия разных национальных языков и культур.

    Темы:
    1. Введение в спецдисциплину. Понятие эстетической интерференции в лингвистике и литературоведении.
    2. Эстетическая интерференция как явление художественного восприятия.
    3. Эстетический идеал и интерференция. Концепция интерференции в современном литературоведении.
    4. Эстетическая интерференция и интерпретация.
    5. Литературный жанр и эстетическая интерференция.

    Ключевые слова: эстетическая интерференция, диалог литератур, инонациональное восприятие литературы, преодоление эстетической интерференции, читатель.

    Автор: Хабибуллина Алсу Зарифовна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания ИФМК К(П)ФУ, кандидат филологических наук, alsu_zarifovna@mail.ru

    Дата начала эксплуатации: 15 сентября 2014 г.

    Доступность: курс доступен только зарегистрированным слушателям

  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств, кафедра теории литературы и компаративистики

    Направление подготовки : 032700.62 «Филология («Прикладная филология: межкультурная коммуникация и переводоведение»)» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение, заочное обучение)
    Дисциплина : «Введение в литературоведение»
    Количество часов : бакалавриат - 144 ч. (в том числе :лекции – 36, практические занятия – 36, самостоятельная работа – 36); форма контроля - экзамен (2 семестр)
    Темы : 1. Литературоведение как наука. 2. Литература как вид искусства. 3. Художественный образ. 4. Форма и содержание художественного произведения. 5. Литературные роды и виды. 6. Язык художественного произведения. 7. Основы стиховедения.
    Ключевые слова : введение в литературоведение, образ, форма и содержание, эпос, лирика, драма.
    Автор : Нагуманова Эльвира Фирдавильевна, доцент кафедры теории литературы и компаративистики, кандидат филологических наук, e-mail: ehlviran@yandex.ru
    Дата начала эксплуатации : 1 сентября 2013 года


  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств, кафедра русской литературы и методики преподавания

    Направление подготовки : 032700.62 «Филология», специализация «Прикладная филология: Межкультурная коммуникация и переводоведение» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
    Дисциплина : «Литература народов России»
    Количество часов : бакалавриат – 72 ч. (в том числе: лекции – 10, практические занятия – 26, самостоятельная работа – 36); форма контроля - зачет (3 семестр)
    Темы : 1. Состав литератур народов России. 2. Исторические условия формирования литературы народов Урало-Поволжья: некоторые аспекты изучения. 3. Литературы народов Поволжья. Тюркоязычные литературы. 4. Поэзия М.Лермонтова в тюркоязычных литературах Поволжья в начале XX века (к вопросу о диалоге литератур). 5. Финно-угорские литературы народов Поволжья (XX в.). 6. Литература народов Алтая и Южной Сибири. 7. Литература народов Северо-Востока Сибири. Романистика Ю.Рытхэу. 8. Литература народов Дагестана и Северного Кавказа. Дагестанская литература. 9. Еврейская литература. Проза Шолом-Алейхема (тезисы). повесть».
    Ключевые слова : национальные литературы, диалог литератур, литературный регион, язык, художественные переводы, эстетическая интерференция.
    Автор : Хабибуллина Алсу Зарифовна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, кандидат филологических наук, e-mail: alsu_zarifovna@mail.ru
    Дата начала эксплуатации : 1 ноября 2013 года
    Вводное видео в курс


  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого, кафедра русской литературы и методики преподавания

    Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование» (бакалавриат, 4 курс, 7 семестр, очное обучение)
    Учебный план: «Педагогическое образование»(очное,2013)
    Дисциплина: «Детская литература»
    Количество часов: 108ч. (в том числе: лекции – 28, практические занятия – 26, самостоятельная работа – 54); форма контроля: зачет
    Аннотация: Курс «Детская литература» входит в систему гуманитарной и специально-предметной подготовки учителей русского языка, литературы. Детская литература изучается как часть мировой литературы и субкультуры детства. В данном курсе рассматриваются произведения, прямо адресованные детям и перешедшие в круг детского чтения из «взрослой» литературы. Осмысленное чтение художественных текстов, изучение важнейших теоретических и критических работ, изучение истории и основ теории детского фольклора и детской литературы, выработка собственных суждений по узловым вопросам курса – таков круг задач, стоящих перед студентами. Итогом изучения курса является филологическое осмысление произведений детской литературы, связанных с ней основных теоретических проблем и развитие умений будущего учителя творчески использовать полученные знания в работе с учениками. Изучение детской литературы строится как система лекционных и практических занятий, контрольно-обобщающих заданий. В лекциях дается историко-теоретическое обоснование курса. Некоторые темы изучаются студентами самостоятельно в процессе подготовки к практическим занятиям. Рефераты, рецензии, обзоры периодических детских изданий позволяют студентам синтезировать полученные знания с собственными идеями и проявить личный уровень подготовки по данному курсу.
    Темы: 1. Введение. Специфика детской литературы. Возникновение и развитие детской литературы. 2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Жанр сказки: волшебной, сатирической (бытовой), сказка о животных. 3. Литературная сказка 30-40-х годов XIX века: темы, идеи, художественное своеобразие. Сказки В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, А.Погорельского. 4. Пути развития прозаических жанров в детской лите-ратуре XIX-XX веков: рассказы, сказки и др. Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, С.Т.Аксаков, А.П.Чехов. 5. Основные этапы развития детской литературы ХХ века. Детская литература Серебряного века. 6. Становление современной детской поэзии: В.В.Маяковский, С.Я.Маршак. 7. Художественный эксперимент группы ОБЭРИУ (Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров). 8. Русская литературная сказка 20-30-х годов. Дискус-сия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И.Лагин, В.Н.Каверин, Ю.Олеша, А.Некрасов. 9. Проблема счастья и смысла жизни в творчестве А.П.Гайдара. 10. Тема Великой Отечественной войны в литературе о детях и для детей. Два взгляда на судьбу ребенка на войне: В.Катаев «Сын полка» и В.Богомолов «Иван». 11. Мир природы в детской литературе (М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Е.И.Чарушин, К.Д.Паустовский). 12. Темы, идеи, образы драматургии Е.Шварца. 13. Мир подростка в современной литературе. 14. Актуальные проблемы современной детской литературы. Современная юмористическая проза для детей. Н.Носов, В.Драгунский, Ю.Коваль, Э.Успенский и др.
    Тематика практических занятий: 1. Поэтика сказок А.С.Пушкина. 2. Фольклорные традиции и новаторство сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок». 3. Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П.Чехова для детей и о детях. 4. К.И.Чуковский как один из основоположников отечественной детской поэзии. 5. Художественный эксперимент группы ОБЭРИУ в поэзии для детей. 6. Мир подростка в современной литературе. 7. Фантастика в круге детского чтения. 8. Современная отечественная поэзия для детей.
    Ключевые слова:детская литература, круг детского чтения, литература для детей.
    Авторы:
    Галимуллина Альфия Фоатовна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, кандидат педагогических наук, доцент, email: alfiya_gali1000@mail.ru
    Мухаметшина Резеда Фаилевна, заведующий отделением русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого, профессор кафедры русской литературы и методики преподавания, доктор педагогических наук, профессор, email: rezeda_fm@bk.ru
    Дата начала эксплуатации: 1 марта 2014 года
    Вводное видео в курс

  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств, кафедра русской литературы XX – XXI веков и методики преподавания

    Направление подготовки : 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Образование в области родного (татарского) языка и литературы» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
    Дисциплина : «Литература Древней Руси и XVIII в.»
    Количество часов : бакалавриат - 72 ч. (в том числе : лекции - 12, практические занятия - 24, самостоятельная работа – 36); форма контроля - зачет (??? семестр);
    Темы : Древнерусская литература как литература средневекового типа. Основные особенности, периодизация и система жанров древнерусской литературы. Искусство Древней Руси. Литература Киевской Руси (XI – первая треть XII в.). Начальный этап древнерусского летописания (XI – начало XII в.). «Повесть временных лет». Литература Киевской Руси (XI – начало XII в.). Общая характеристика, жанры, произведения и авторы. Жанр жития в древнерусской литературе. «Сказание о Борисе и Глебе». Жанр поучения и его разновидности. «Поучение Владимира Мономаха». Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая треть XIII в.). «Слово о полку Игореве» как литературный памятник: история открытия и изучения, историческая основа, проблематика и поэтика. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (XIII – первая половина XIV в.). Трансформация жанра жития. «Житие Александра Невского»; «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского» (Епифаний Премудрый); «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Специфика жанра хождения в древнерусской литературе. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Традиции современной публицистики. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским: художественное своеобразие и литературная полемика. Русская литература XVII в. и религиозный раскол. «Житие протопопа Аввакума». Художественное своеобразие сатирических повестей XVII века. Итоги развития древнерусской литературы, ее связь с последующим литературным процессом: барокко, творчество С. Полоцкого, демократическая литература.
    Ключевые слова : древнерусская литература, средневековая литература, литература Древней Руси.
    Автор : Галимуллина Альфия Фоатовна, доцент кафедры русской литературы XX – XXI веков и методики преподавания, кандидат педагогических наук, E-mail: ???
    Дата начала эксплуатации : 15 февраля 2012 г.
    Реализация в MOODLE : Архипов Руслан Евгеньевич, Центр дистанционного обучения
  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств, кафедра русской литературы и методики преподавания

    Направление подготовки : 032700.62 «Филология», специализация «Прикладная филология: коммуникация и переводоведение» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
    Дисциплина : «Литература народов России»
    Количество часов : бакалавриат – 72 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 36); форма контроля - экзамен (1 семестр)
    Темы : 1. Фольклор как предмет филологического изучения. Специфика фольклорных текстов. 2. Календарно-обрядовая поэзия русского и татарского народов: сопоставительный аспект. 3. Малые жанры русского и татарского фольклора (пословицы, поговорки, загадки). 4. Сказки в русском и татарском фольклоре: сопоставительный аспект. 5. Героический эпос русского и татарского народа: сопоставительный аспект. 6. Баллады и баиты: к проблеме разграничения жанров. 7. Русские и татарские исторические песни в сопоставительном изучении. 8. Жанровое своеобразие лирических песен русского и таарского народов: некоторые аспекты сопоставительного изучения. 9. Русский народный театр: тезисы лекции.
    Ключевые слова : сопоставительное изучение фольклора, общность фольклорных текстов, национальное своеобразие фольклора, этнос, этническое сознание.
    Автор : Хабибуллина Алсу Зарифовна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, кандидат филологических наук, e-mail: alsu_zarifovna@mail.ru
    Дата начала эксплуатации : 1 ноября 2013 года
    Вводное видео в курс

    Краткий конспект лекций
  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств, кафедра русской литературы XX – XXI веков и методики преподавания

    Направление подготовки : 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Образование в области русского языка и литературы» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
    Дисциплина : «Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX – XX вв.»
    Количество часов : бакалавриат - 72 ч. (в том числе : лекции - 12, практические занятия - 24, самостоятельная работа – 36); форма контроля - зачет (??? семестр);
    Темы : Введение цели и задачи курса. Традиции литературы Древней Руси в литературе XVIII века. Традиции русской литературы классицизма в литературном процессе XIX – XX вв. Традиции русского сентиментализма в поэзии и прозе XIX – XX вв. Проблема предромантизма и раннего русского реализма в русской литературе XVIII века в аспекте преемственных связей XVIII – ХХ веков. Традиции русской литературы XVIII века в современной литературе.
    Ключевые слова : русская литература XVIII века, традиции, литературный процесс.
    Автор : Галимуллина Альфия Фоатовна, , доцент кафедры русской литературы XX – XXI веков и методики преподавания, кандидат педагогических наук, E-mail: ???
    Дата начала эксплуатации : 15 февраля 2012 г.
    Реализация в MOODLE : Архипов Руслан Евгеньевич, Центр дистанционного обучения

  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии, кафедра русской литературы и методики преподавания

    Направление: 050301.65 «Русский язык и литература»
    Учебный план: «Учитель русского языка и литературы» (очное, 2014)
    Дисциплина: «Теория литературы» (специальность, 5 курс, очное обучение)
    Количество часов: 78 ч. (в том числе: лекции –28, практические занятия – 10, самостоятельная работа – 40), форма контроля: экзамен
    Аннотация: Курс призван сформировать представление об основных понятиях, категориях и терминах теории литературы, дать представление об историческом развитии теоретико-литературных взглядов в контексте философской и эстетической мысли; сформировать умение правильно оперировать терминами и понятиями; развить способность анализировать литературное произведение в соответствии с методологией различных школ и методов литературоведения.
    Темы: 1. Теория литературы как наука. 2. Сущность искусства. 3. Литература как вид искусства. 4. Литературное произведение и текст. Интертекст. Дискурс. 5. Содержание и форма в литературе. Пути решения проблемы содержания и формы в литературоведении. 6. Образная природа искусства. Классическая и неклассическая теории образа. 7. Автор как понятие теории литературы. 8. Читатель как понятие теории литературы. 9. Категория литературного рода: различные подходы к определению. Принципы разделения литературы на роды. 10. Эпос как род литературы. Формы эпоса. Эпос как род литературы. Формы эпоса. 11. Лирика как род литературы. Субъектная структура лирического произведения. Понятие лирического героя. Проблема лирического сюжета. Лирическая речь и образные языки лирики. 12. Драма как род литературы. 13. Жанр как тип литературного произведения. Содержательность жанровой формы. Проблема исторического развития жанров. 14. Литературный процесс и его основные категории.
    Ключевые слова: гносеология литературы, онтология литературы, морфология литературы, теоретическая поэтика, историческая поэтика, рецептивная эстетика, герменевтика и аксиология литературы.
    Автор курса: Аминева Венера Рудалевна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, доктор филологических наук, email: amineva1000@list.ru
    Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года
  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств. Отделение русской филологии. Кафедра истории русской литературы

    Направление подготовки : 032700 – Филология. Профиль подготовки – Отечественная филология (Русский язык и литература) (бакалавриат???, 1, 2 курсы, заочное обучение)
    Дисциплина : «История русской литературы XVIII века»
    Количество часов : бакалавриат ??? - 108 ч. (в том числе : лекции – 18, самостоятельная работа – 90); форма контроля - экзамен (3 семестр);
    Темы : История русской литературы XVIII века: общая характеристика. Литература начала XVIII века. Поэтика классицизма и ранний русский классицизм. А.Д.Кантемир и В.К.Тредиаковский. Зрелый русский классицизм. Жанр оды и ломоносовская школа. А.П.Сумароков и Н.И.Новиков в русском Просвещении. Феномен сентиментализма, ранний сентиментализм. Н.М.Карамзин и «Карамзинская школа» Просветительский реализм. А.Н.Радищев. Д.И.Фонвизин. И.А.Крылов. Русский предромантизм. Г.Р.Державин. Итоги русской литературы XVIII века.
    Ключевые слова : ???
    Автор : Пашкуров Алексей Николаевич, доцент кафедры истории русской литературы Института филологии и искусств, доктор филологических наук, E-mail: anp.72@mail.ru
    Реализация в MOODLE : Архипов Руслан Евгеньевич, Центр дистанционного обучения

Session Replace: The table 'mdl_sessions2' is full