• КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра музыкального искусства и хореографии

    Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование» (бакалавриат, 3 курс, 4 курс, очное обучение)

    Учебный план: «Музыка» на базе СПО (очное, 2011)

    Дисциплина: «Искусство слова в музыке»

    Количество часов: 28 ч. (в том числе: лекции - 26, практические занятия – 8, самостоятельная работе – 38, зачет – в 7 семестре); форма контроля: зачет

    Аннотация:Курс «Искусство слова в музыке» разработан для студентов высших учебных заведений различных направлений и профилей гуманитарной подготовки. В его содержании представлены на основе сравнительно-исторического подхода факты интеграции слова и музыки на протяжении всей истории развития музыкального искусства от Древности до наших дней. В основание интеграции положены физические свойства естественного слова и музыкального звука, как явлений природного мира, имеющих единый корень происхождения – звуковой волны. Рассмотрены все формы присутствия слова в музыке: в виде литературно-поэтического текста вокального искусства, программных заголовков, словесных авторских и редакторских ремарок нотного текста.

    Темы:  1. Введение. 2. Искусство Древнего мира. 3. Музыкально-поэтическое искусство Средневековья. 4. Зарождение первых полифонических форм в эпоху Средневековья. Музыкально-поэтическое искусство Возрождения. 5. Иерархия видов искусств в эпоху Барокко. 6. Взаимовлияние вокальных и инструментальных жанров эпохи Классицизма. 7. Развитие музыкальных жанров эпохи романтизма на основе взаимодействия слова и звука. 8. Практическое занятие. Композиторская и исполнительская интерпретация словесного текста в музыкальном произведении 9. Коммуникативные свойства художественного слова в музыкальном произведении. 10. Интерпретация литературно-поэтического слова в музыкальном искусстве. 11. Практическое занятие 12. «Художественная правда» в искусстве. 13. Практическое занятие 14. Звуковые свойства естественного слова. 15. Слово как средство реформирования музыкального языка в ХХ в. 16. Заключение. Взаимоотношения слова и звука в научной мысли ХХ в. 17. Контрольно-семинарское занятие

    Автор:Каркина Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры музыкального искусства и хореографии, e-mail: s.karkina@mail.ru

    Дата начала эксплуатации: 17 января 2013 года
    Вводное видео в курс
    Преподаватель: Каркина Светлана Владимировна


  • Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра музыкального искусства и хореографии

    Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование». Профиль подготовки: Музыка (бакалавриат, 2 - 4 курсы, очное обучение)
    Учебный план: Музыка (очное, 2012)
    Дисциплина: «Класс основного музыкального инструмента»
    Количество часов: 180 ч. (в том числе: практические занятия - 114, самостоятельная работа – 66. По семестрам:
    3 сем. - 18 практ., 10 сам.;
    4 сем. - 18 практ., 14 сам.;
    5 сем. - 14 практ., 14 сам.;
    6 сем. - 32 практ., 16 сам.;
    7 сем. - 32 практ., 12 сам.);
    форма контроля: зачет (6 семестр), экзамен (7 семестр).
    Аннотация:Данный электронный курс разработан для освоения студентами теоретического материала по дисциплине Класс основного музыкального инструмента на групповых занятиях. Содержание курса включает теоретико-методические основы работы над техническим репертуаром, подготовки фрагментов уроков музыки в школе, самостоятельной работы при разучивании музыкальных произведений, а также общие вопросы воспитания музыкально-исполнительской культуры.
    Темы: 1. Технический минимум. 2. Практические навыки музыкально-эстетического воспитания на уроках искусства в школе. 3. Изучение кантиленной пьесы. 4. Изучение виртуозной пьесы. 5. Сценическое самообладание исполнителя. 6. Воспитание музыканта-исполнителя. 7. Словесные тексты в музыкальном инструментальном творчестве.
    Ключевые слова:музыкальный инструмент, фортепиано, инструментальное исполнительство.
    Автор:Каркина Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры музыкального искусства и хореографии, e-mail: s.karkina@mail.ru
    Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года
  • Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств имени С.Сайдашева, кафедра музыкального искусства и хореографии

    Направление подготовки : 050601.65 «Музыкальное образование», специализация фортепианное исполнительство, концертмейстерское мастерство и методика их преподавания
    Учебный план: 050601.65 «Музыкальное образование» (очное, учитель музыки, специализация фортепианное исполнительство, концертмейстерское мастерство и методика преподавания, 2010) 
    Дисциплина : «Камерный ансамбль» (специалитет, 4-5 курсы, очное обучение)
    Количество часов : 100 ч. (в том числе: практические занятия – 54, самостоятельная работа – 46); форма контроля – экзамен (10 семестр)
    Аннотация: Электронный курс «Камерный ансамбль» предлагается как вспомогательное, дополнительное средство освоения одноименной практической музыкально-исполнительской дисциплины. Электронный курс включает структуру и содержание теоретических основ дисциплины, тезисы лекций, программные требования, критерии освоения дисциплины, музыкально-иллюстративный материал, методические рекомендации, тестовые задания, задания для самостоятельной работы, психотехнические упражнения, репертуарный список, список литературы.

    Темы : 1. Камерно-ансамблевое музицирование в профессиональном становлении музыканта-педагога и исполнителя.
     2. История становления жанра «камерный ансамбль».
     3. Виды и формы камерно – ансамблевого музицирования.
     4. Камерный ансамбль в творчестве выдающихся музыкантов-исполнителей.
     5. Специфика ансамблей струнно-смычковых инструментов с фортепиано. 6. Специфика ансамблей деревянно-духовых инструментов с фортепиано. 7. Специфика ансамблей медно-духовых инструментов с фортепиано. 
    8. Методические аспекты работы над камерно-ансамблевым репертуаром. 9. Психологические аспекты камерно - ансамблевого музицирования.
     10. Подготовка к публичному выступлению.
    Ключевые слова : камерный ансамбль, камерная музыка, специфика звукоизвлечения, камерный репертуар, ансамблевое музицирование.
    Автор : Хурматуллина Резеда Камилевна, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии, кандидат педагогических наук, доцент, email: rezeda-xurma@yandex.ru
    Дата начала эксплуатации : 10 февраля 2014 года
    Реализация в MOODLE: Каркина Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры музыкального искусства и хореографии ВШИ им. С.Сайдашева ИФМК
    Вводное видео в курс
  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств имени С.Сайдашева, Кафедра музыкального искусства и хореографии

    Направление: 050601 -  Музыкальное образование
    Дисциплина: «Основы преподавания игры на народных музыкальных инструментах» (3 курс, заочное обучение)
    Количество часов: 90ч. (в том числе: 12 – лекционные занятия, 78 – самостоятельная работа), форма контроля: зачет в 5 семестре.
    Аннотация: Электронный курс  «Основы преподавания игры на народных музыкальных инструментах» предлагается как  вспомогательное, дополнительное средство  освоения одноименной   музыкально-теоретической дисциплины. Электронный курс включает в себя учебно-тематический план дисциплины, программные требования, тезисы лекций, музыкально-иллюстративный материал,  литературу для самостоятельного изучения, тестовые  задания, темы рефератов, вопросы к зачету.
    Темы: 1.Профессиональные требования к педагогу. Основные принципы обучения игры на народных музыкальных инструментах. 2. Музыкально-исполнительские способности и способы их выявления у детей.  3. Первые уроки с начинающими учениками. Общие вопросы постановки  исполнительского аппа-рата. 4.Особенности исполнительского процесса на клавишных народных музыкальных инструментах (баян, аккордеон). Артикуляция. Туше. 5. Основы звукоизвлечения, штрихи. Правила ведения меха. 6. Особенности исполнительского процесса на струнно-щипковых музыкальных инструментах (домра, балалайка). 7. Основные приемы звукоизвлечения и штрихи на струнно-щипковых музыкальных инструментах (домра, балалайка).  8. Развитие исполнительской техники на основе гамм, упражнений и этюдов. 9. Основные этапы работы над музыкальным произведением. 10.Методы развития творческой активности учеников. Роль ансамбля.
    Ключевые слова: народные музыкальные инструменты, постановка рук, специфика звукоизвлечения, исполнительская техника.
    Автор курса:  Хабибулина Лилия Фэатовна, кандидат философских наук, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии, e-mail: lilia-fiat@mail.ru

    Дата начала эксплуатации: сентябрь 2014 года

    Реализация в Moodle: Архипов Руслан Евгеньевич, Департамент развития образовательных ресурсов

  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств имени С.Сайдашева, кафедра музыкального искусства и хореографии

    Направление подготовки: 50100.62 Педагогическое образование, направление – учитель музыки, музыкальный руководитель
    Учебный план: «Музыка» на базе СПО, очное, 2013
    Дисциплина: «Практические основы хорового дирижирования» ДВ.11 (3 курс, бакалавриат,очное обучение)
    Количество часов: 68 ч. (в том числе: практические занятия - 12, самостоятельная работа - 56); форма контроля: зачет (6 семестр)
    Аннотация: Электронный курс «Практические основы хорового дирижирования» содержит материал, который позволит подготовить разносторонне развитого специалиста, широко образованного музыканта, владеющего в полной мере знаниями и навыками своего искусства, способного к осуществлению педагогической и вокально-хоровой деятельности в обще-образовательных и музыкальных школах. Электронный курс, включает структуру и содержание теоретических и практических основ дисциплины, тезисы лекций, программные требования, критерии освоения дисциплины, методические рекомендации, задания для самостоятельной работы, технические упражнения для развития дирижерского аппарата, дирижерские схемы простых и сложных размеров, словарь музыкальных терминов, список литературы, Интернет-ресурсы.
    Темы: Глава I. Постановка дирижерского аппарата: 1. Основная дирижерская позиция; 2. Упражнения для развития кисти; 3. Упражнения для устранения зажатости рук; 4. Подготовка к освоению графических схем. Глава II. Схемы дирижирования: 5. Простые схемы; 6. Сложные размеры; 7. Несимметричные размеры. Глава III. Основные приемы дирижерской техники: 8. Ауфтакт; 9. Разграничение функций рук. Глава IV. Основные средства выразительности: 10. Динамика; 11. Темп; 12. Фермата; 13. Звуковедение; 14. Совершенствование техники дирижирования. Глава V. Работа над хоровой партитурой.
    Ключевые слова: Педагог-музыкант; руководитель хора; техника дирижирования, методы управления хором; методы работы над разучиванием хоровой партитуры; хоровой репертуар.
    Автор: Валиахметова Альфия Николаевна, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии, кандидат педагогических наук, email: valiahmetova-alfiya@mail.ru
    Дата начала эксплуатации: 10 февраля 2014 г.
    Реализация в MOODLE: Каркина Светлана Владимировна, старший преподаватель ИФМК КФУ
    Вводное видео в курс

  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств имени С.Сайдашева, кафедра музыкального искусства и хореографии

    Направление подготовки: 050601.62 «Музыкальное образование»
    Дисциплина: «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» бакалавр (на базе СПО), 1 курс, очное, заочное обучение)
    Количество часов: 36 ч. ( в том числе: 18 – индивидуальные занятия в 1 семестре, 18 - индивидуальные занятия во втором семестре ); форма контроля - контрольный урок.
    Аннотация: Электронный курс «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» позволяет так организовать процесс, чтобы привлекатьстудентов к познанию основ техники дирижирования, давая им простор для проявления образногомышления, исполнительского творчества. Электронный ресурс включает структуру деятельностисодержательного, операционного и мотивационного компонента: программныетребования, критерии освоения дисциплины, алгоритм технологии обучения в техобъемах, которые предусмотрены программой, представлен музыкально-иллюстративныйматериал, методические рекомендации, заданиядля самостоятельной работы, приводятсятехнические упражнения, репертуарный список, словарь терминов, список литературы.
    Темы : 1. Постановка дирижерского аппарата. 2. Схемы дирижирования. Простые схемы. 3. Основные приемы дирижерской техники. Ауфтакт. Разграничение функций рук. 4. Основные средства выразительности. Динамика. Темп. Фермата. Звуковедение. Совершенствование техники дирижирования. 5. Работа над хоровой партитурой. 6. Контрольный урок.
    Ключевые слова: хоровое дирижирование, дирижерский аппарат, простые размеры, вокально-хоровые навыки, средства музыкальной выразительности.
    Автор: Салпыкова Индира Маратовна, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии, кандидат педагогических наук, e-mail: indimar24@mail.ru
    Дата начала эксплуатации: 10 февраля 2014 г.
    Вводное видео в курс
  • КУРС В РАБОТЕ

    Институт филологии и искусств, кафедра музыкального искусства

    Направление подготовки : «050100.62 педагогическое образование (профиль Музыкальное образование)» (бакалавриат, 1 курс, очное, заочное обучение)
    Дисциплина : «История и теория хорового исполнительства»
    Количество часов :
    очное обучение - 72 ч. (в том числе : лекции – 28, практические занятия - 8, самостоятельная работа – 36); форма контроля - зачет (2 семестр);
    заочное обучение - 72 ч. (в том числе : лекции – 6, практические занятия - 2, самостоятельная работа – 64); форма контроля - зачет (2 семестр);
    Темы : Хоровая музыка эпохи возрождения и западноевропейская хоровая музыка XIV-XV вв. Хоровая музыка эпохи барокко. Месса, Реквием как жанры хоровой музыки. Истоки композиторского творчества Д. Бортнянского и М.Березовского. Русское оперное хоровое наследие. Светская и церковная хоровая музыка В. Калиникова, П.Чеснокова, С. Рахманинова, А. Гречанинова. С.И. Танеев – мастер хоровой полифонии. Русские композиторы XX века. Медитативная хоровая музыка в творчестве А. Шнитке, С.Губайдуллиной. Исполнительское искусство. Специфика хорового исполнительства. Хоровая партитура. Репетиционная работа с хором. Концертное исполнение. Проблемы стиля в хоровом исполнительстве. Творческие портреты выдающихся дирижеров
    Ключевые слова : хоровая музыка, дирижер, дирижерско-хоровое исполнительство, хоровые жанры, стилевые направления, хоровая партитура
    Автор : Дыганова Елена Александровна, доцент кафедры музыкального искусства, E-mail: dirigerdea@mail.ru
    Реализация в MOODLE : Архипов Руслан Евгеньевич, Центр дистанционного обучения